Востриловы

семейный сайт

«Звёзды над полями» А. В. Вострилов

Скачать книгу А. В. Вострилова «Звёзды над полями»

Живой голос прошлого

Жил на свете поэт Анатолий Вострилов. При всём том, что в Пушкины, как говорится, так и не вышел, стихи Анатолия Васильевича, равно как и сам их автор, всегда находили свой круг искренних друзей и почитателей.

И талант у Вострилова, несомненно, был. Это смолоду был талант, подающий большие надежды. И как могло случиться, что этот столь многообещающий поэт почти 20 лет оставался автором одной книжки — и даже не книги, а тонюсенького сборничка в сорок с чём-то страниц — ума приложить не могу! Так или иначе, при жизни поэта вышли в свет лишь две крохотные брошюрки стихов Анатолия Вострилова: сборники «На районных дорогах» и «Отцовский узелок». Первая вышла в 1967 году, вторая — в 1987-м, когда автор уже отметил своё 50-летие.

Но при всём этом поэт не молчал: он много работал и часто печатался в областной и районной прессе. Стихи, очерки, поэмы приходили к читателю на газетных полосах. Но едва ли не самым полным «издателем» Вострилова оставались его блокноты и его старенькая печатная машинка, печатавшая стихи «в стол».

И когда мне, ученику и оппоненту Анатолия Васильевича, представилась возможность увидеть неизданные творения Анатолия Васильевича, я был приятно удивлён. Оказывается, таким поэта Вострилова большинство его читателей ещё не знало!

Будучи человеком своего времени, Анатолий Васильевич отдал немалую дань социалистическому реализму — этакой «партийной литературе». Хотя подобные словосочетания сейчас звучат примерно как «морская свинка» — которая, как известно, вовсе и не свинка и уж тем более не морская! Вот и в творениях «социалистического реализма» зачастую не было ничего ни социалистического, ни тем более реалистического! И следует заметить, что как человек честный и, несомненно, даровитый, Анатолий Вострилов прекрасно это сознавал — и находясь внутри данной системы, он всё-таки стремился расширить её рамки!

С особым чувством восхищения я прочитал стихотворение «Лектор», написанное в 1955 году, когда юному Толе Вострилову едва исполнилось 18 лет.
Всего восемь строк — но это несомненный маленький шедевр большого поэта:

Он говорил ужасно много
И скучно — в лекции своей —
О том, что нет на свете Бога,
Загробной жизни и чертей.
Его сужденья непорочны,
Его примеры хороши —
Но я одно усвоил точно:
Что не имеет он души!

Напоминаю, что это «крамольное» стихотворение было написано в 1955 году, в разгар третьей волны воинствующего атеизма, захлестнувшей Страну Советов параллельно с развенчанием культа личности Сталина. От сталинизма формально отреклись, но сталинские методы остались! И на слуху была расхожая формулировка «меньшевистский идеализм». Что это такое — никто точно не знал, но все понимали точно: веришь в Бога — значит идеалист, а если идеалист — значит и меньшевик, а если меньшевик — так, скорее всего, троцкист и враг народа!

Так что эти восемь строк Анатолий Вострилов написал с немалым риском для себя. В те времена он мог «отхватить» за каждую строчку по году лагеря или ссылки. Не сталинский «четвертак», но всё же либеральные хрущевские 8 лет…

Поэт Вострилов искренне верил во многие ложные идеи, но его чуткое сердце болезненно воспринимало всякую «благонамеренную» фальшь — и всей душой поэт отвергал всё притворное, придворное и наносное, угодливое мимолётной начальственной моде.

В большом стихотворении «Сенокос» (к сожалению, книжный вариант этой баллады был значительно сокращён), есть очень примечательный обличительный кусочек. Он слегка диссонирует с общим лирико-пасторальным настроем стихотворения, но достоинство стихов от этого нисколько не умаляется, а наоборот возрастает:

Кузьмич как скажет — так вопрос ребром:
Меня, конечно, тоже «подкузьмил» он.
— Ты не косою, — говорит, — пером
Работай так, чтобы не стыдно было!
А то напишут — всё бы ничего:
И ферма с электронною машиной,
И дед, влюблённый в нормы ГТО,
И предколхоза, пишущий картины,
И сам герой, что по ночам жене
Твердит о сдвигах, безупречно трезвый…
Всё есть. Но напиши так обо мне —
Из-за угла бы автора зарезал!

В настоящее время наша культура впадает в другую крайность: и продукцию книжного рынка, и особенно телеэкран захлестнула волна воспевания людских пороков и смакования извращений человеческой природы. И на этом фоне кажутся вполне безобидными те милые безделицы 50-х годов минувшего века, столь грешащие нарочитой положительностью — лично я с удовольствием смотрю и «Свадьбу с приданым», и даже откровенно агитационно-показную Александровскую «Весну». Но тогда, в период написания «Сенокоса», вопрос о нарочитой положительности стоял очень остро — все театры страны захлестнула волна пьес о «борьбе замечательного с хорошим», а в книгах и кино пропагандировали «положительный образ современника с элементами героя будущей коммунистической эпохи». Раз уж предполагалось построить идеальное общество — так и люди должны быть идеальными! Отсюда — и шахтёр, в свободное время играющий Шуберта на флейте, и колхозный комбайнёр, увлечённый Толстым и Достоевским, и шофёр такси, читающий Теодора Драйзера, и многое другое, столь же похожее на реальную жизнь, сколь сон похож на явь…

В общем —
Наша Родина прекрасна
И цветёт как маков цвет.
Окромя явлений счастья,
Никаких явленьев нет!

Против такой слащавой положительности протестовал не только Вострилов, но и другие думающие поэты и писатели. Собственно говоря, всё лучшее в советской прозе выросло из «Районных будней» Валентина Овечкина и солженицынского «Матрёнина двора».

Те же тенденции борьбы коснулись и поэзии. Так что полемика здоровой критичности с фальшивой положительностью (или «положительной» фальшью) для поэта Вострилова была очень острой темой. И к этой теме он обращался не один раз. Так стихотворение «Разговор о любви», начинаясь с «банального» пересказа сюжета очередного «партийно-комсомольского» романа завершается обличительными строчками:

Да, хорошо, что в жизни нет такого,
Что так бывает в книжках — и плохих!

Это был откровенный протест против «литературных генералов» того времени — Кочетова, Сурова, Суркова, Софронова и т. д. Целые поколения читателей воспитывались на романах Бабаевского и поэмах Грибачева, и вот какой-то 20-летний студентик Толя Вострилов выступил против них! Ну, прямо как те, которых сам Никита Сергеевич с трибуны к порядку призвал — всякие там Евтушенко, Вознесенские…

Вострилов не стал знаменем шестидесятников, но это его заслуг в поэзии не умаляет. Его негромкий голос ёсе-таки был услышан — и портрет советской поэзии без упоминания о стихах А. Вострилова будет выглядеть явно неполным.

Поэзия Вострилова шла своей просёлочной тропой.

Он никогда не заискивал перед властями — в стихах Анатолия Васильевича нет ни одной строчки, прославляющей кого-либо из коммунистических вождей. Правда, в одном из вариантов стихотворения «К читателю» («Здравствуй, мой читатель дорогой!»), опубликованном в буклете «50 лет «Борской правде» (1980 год) можно прочесть ударный финал:

Ведь себя в анкете журналистом
Неспроста сам Ленин называл!

Но что интересно — в машинописном тексте авторского сборника, в авторском варианте, собственноручно отпечатанном для будущей книги, концовка обращения к читателю совсем другая. Никаких «реверансов» перед Ильичем нет и в помине. Равно как нет упоминания о Ленине даже в стихах о Горьком, в стихах о революции. Казалось бы, всякое упоминание о Ленине делало в ту пору любые стихи более «проходными», чем больше поэт обращался к ленинской теме, тем более он был издаваемым и обласканным партийной цензурой. Но в стихах Вострилова этой «заветной» строчки нет! Поневоле закрадывается сомнение: а сам ли Вострилов «дописал» то стихотворение в юбилейной брошюре? Этот секрет никогда не будет раскрыт!

Так или иначе — в книжный текст Анатолий Васильевич ничего «ленинского» не включил. Это говорит о его твёрдой гражданской позиции, нетипичной для большинства советских поэтов.

Впрочем, поэт Вострилов никогда не числился в диссидентах. Он просто любил свой народ. И лучшие из его стихов посвящены простым русским людям, его землякам и современникам. Здесь Вострилов среди своих. И очень многие стихотворения Анатолия Васильевича берут за душу своей искренней человечностью. В этом — главное достоинство востриловской поэзии!

Если же, помимо достоинств, стоит поговорить и о недостатках, то современному читателю может броситься в глаза обилие заезженных газетных штампов типа «вопрос ребром», «атомный век», «космическая эра», «ракетная эпоха». В оправдание Вострилову могу сказать лишь одно: в пору написания этих стихов такие расхожие словечки отнюдь не были зачитанными до дыр. Тогда это было новое слово — и нет никакой вины автора в том, что со временем даже крылатые фразы меняют. Когда-то эти трафаретные обороты выглядели свежо и лишь только начинали входить в моду. И это время выпало на долю Анатолия Вострилова. Но следует отметить, что в стихах А. В. Вострилова немало строк, написанных чистым, ярким, образным, афористичным языком:

Ночь такая, что уснуть не сможешь…
Если только сразу не уснёшь!

* * *

Ушёл в безвозвратное прошлое неоднозначный XX век. О том, каким он был, каждый писатель свидетельствует по-своему. О времени хрущёвской оттепели и брежневского застоя можно говорить по-разному. Если смотреть на этот период глазами Владимира Высоцкого, получится одна картина. Если же взглянуть глазами Нины Андреевой или Василия Шандыбина, получится нечто совсем другое. В этом калейдоскопе взглядов и мнений будущему историку будет любопытно посмотреть на время и события глазами поэта Вострилова. Стихи Анатолия Вострилова, несомненно, найдут своего читателя.

С уважением к поэту —
старшему товарищу, единомышленнику,
одному из творческих учителей —
Игорь Чеботарёв,
член Российского Союза профессиональных литераторов,
член Союза Журналистов РФ,
автор трёх сборников стихов и прозы.
23.10.2007 год.

Скачать книгу А. В. Вострилова «Звёзды над полями»